Сценарий и сценки
Main » 2014 » Октябрь » 7 » Сценарий Святки для молодежи

Сценарий Святки для молодежи

Ход занятия.

Ребята, вы помните наши посиделки - досвятки. (Да). Такие вечера устраивались до конца декабря. За неделю до праздника — Рождества Христова из дома выносили все рабочие инструменты - прялки, ткацкие станки, убирались веретено, спицы и др. принадлежности. Дом тщательно убирался, мылся, обязательно белили печь.

Так как пост заканчивался к Рождеству резали поросенка, готовили традиционные рождественские блюда: домашняя колбаса, желудок свиньи набивали мясом и салом и запекали в печи, из ножек, головы и хвоста варили студень - холодец по - кубански. Обязательно пекли пироги соленые с мясом, печенкой, с яйцами и сладкие с сухофруктами. А еще варили компот из сухофруктов назывался он - узвар. Еще обязательно готовили из теста бублики и крендели. Ими одаривали колядовщиков и щедровальщииков,

И вот, наконец - то наступал вечер перед Рождеством. Молодые мужчины и женщины вместе со своими детьми носили вечерю. Вы, конечно, ребята знаете, что это такое? (Ответы). К первым нужно было идти к крестным, потом к бабушкам, дедушкам и т. д. Те в свою очередь одаривали вечерников. Давали гостинцы, деньги, подарки. Слово - Святки означает, что этот праздник длится несколько дней, все люди ходят в гости, устраивают гуляния, ходят в церковь, никто не работает. Накануне Нового года молодые люди и дети ходили по домам и пели под окнами песни - колядки, в которых хвалили хозяев, желали им добра, богатства и хорошего урожая. Ребята в прошлом году мы учили с вами колядки, давайте вспомним их.

Дети встают, наряжаются и поют колядки.

В группе провести в форме игры: кто-то из детей хозяйка, к ней приходят, колядуют, она одаривает. Другая девочка - хозяйка, к ней идут колядуют. И т. д. Занятие заканчивается угощением.

В тот день, когда наступит этот праздник пойти спеть колядки на кухню, на прачку, в кабинет заведующей, медсестры, к малышам и т. д.

Можно изготовить из бумаги смешные маски. Список колядок прилагается.

Занятие № 5. Январь.

Тема. «И рушнык вышиванный на счасте, на долю дала. »

Цель. Продолжать знакомить детей с укладом казачей семьи. Познакомить с

рукоделия женщины - казачки. Почему в вышивках основные цвета-

чёрный и красный. Познакомить с детским фольклором.

Ход занятия.

Занятие проводится в уголке кубанского быта. Дети сидят на лавке у плетня. Девочки держат на руках любимых кукол. Воспитатель говорит:

Дети, сегодня я хочу рассказать вам о том, как жили наши пра пра дедушки и бабушки. Семьи у казаков были больше. Жили все вместе дедушки, бабушки, сыновья - невестки и еще в каждой семье было много детей. Дома были маленькие, каждому кровать ставить было негде и поэтому спали все вместе на «полатях» «в покид». Но кровать в доме была. Кровать стояла в самой большой и чистой комнате нарядная и служила украшением дома.

Вот посмотрите, ребята, (воспитатель показывает на кровать) эти занавески называются - поддоры, это «дерюжка», это «кодря». это «рядио». Под кроватью часто хранилась тыква. На кровати спали отец и мать, рядом колыбель с младенцем - колыска. Укачивая младенца, мама пела:

Люли, люди, люли, Прилытилы гули

Прилытилы гули, 2 раза Тай силы на молю

Тай силы на молю. Сталы гули ворковать

Тай детыну колыхать

Или другую:

Кото-кото-коточек, Бай-бай-балабай,

Заховався в куточек, По садочку литай,

А мыши смиготься, Перепелочок хватай,

У боки берутся. А-а-а-а-а

Когда дети подрастали их качали на коленях и говорили такие потешки:

Чук-чук-чук-чук, Куй, куй чобиток,

Наловил дед щук, Подай баба молоток,

Баба рыбку пече, Не подасы молотка -

Сковоридка тече. Не пидкую чобитка.

Девочки, играя с куклами, повторяют эти потешки. (Эту игру построить как физминутку). А теперь посмотрите на кровать. На кровати всегда была гора подушек разных по размеру. Подушки украшены вышивкой, вставкой кружева, связанного крючком или мережкой. (Показывает образцы рукоделия). Это казачки длинными, зимними вечерами занимались рукоделием. Ребята, вышивки делались в основном черными и красными нитками. Тяжелая жизнь у казачки. Мужчины занимались военной службой и все тяготы ложились на плечи женщины. Она занималась и хозяйством, и в

поле работала, и детей воспитывала. Но были и радостные дни, когда мужчины возвращались домой. Даже в песне поется: Червонный - то любовь

А черный - то журба.

А теперь, ребята, давайте выучим стихотворение, его учила моя бабушка.

Була кыця уловка,

Та така гарненька.

Хвостык черный паче углык,

А сама беленька.

Занятие окончено.

Занятие № 6. Февраль.

Тема. «Песня кубанская раздольная».

Цель. Воспитывать интерес к традиционной культуре, языку, обычаям,

обрядам, истории родного края. Познакомить детей со сборником А.

Д. Бигдая «Песни кубанских казаков».

Ход занятия.

Ребята, когда мама убирает в комнате или шьет, она включает магнитофон? (Ответы). А если нет магнитофона, то поет сама. Да? (Ответы). Вот так на Руси было всегда, люди пели и во время работы, и во время отдыха. Пели когда грустно и когда весело. На Кубани тоже пели всегда. Народные песни передавались друг другу из уст в уста. Однажды один казак Аким Дмитриевич Бигдай, собрал все песни и записал их в эту книгу, чтобы мы не забыли этих песен.

Во время каких событий люди поют песни? (Ответы детей: на празднике, во время застолий, на свадьбах, во время посиделок, в походе, на работе и т.

д.)

Песни бывают разные: исторические, военные, походные, свадебные,

песни - баллады, шуточные, плясовые. (Воспитатель проводит пример,

зачитывает из сборника по 2 - 3 строки) .

Воспитатель предлагает детям спеть шуточную игровую песню «Пишла мате до роду гуляты». (Вместо физминутки) .

Дети садятся. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации в альбоме «Кубанский казачий хор». Обращает внимание на одежду, атрибуты, декорации. Комментирует, отвечает на вопросы детей, возникшие в ходе рассматривания.

В конце занятия дети по желанию поют песни, выученные дома. Можно прослушать записи песен.

Занятие № 7. Март.

Тема. «Женщина в кубанской казачьей семье».

Ход занятия.

1. Рассказ воспитателя о воспитании девочек - казачек «Черноморские

казаки», стр 95.

а) девочки из семей побогаче, учились грамоте;

б) девушки постарше занимались шитьем (готовили себе приданное) ;

в) замужние женщины тянули на себе весь груз казачьего хозяйства, т. к. мужчины занимались военной службой, даже те, которые отслужили «действительную» регулярно призывались на сборы.

2. Рассматривание женской одежды.

3. Пение песни «Пришла маты до роду гуляты» - юмор.

Занятие № 8. Апрель.

Тема. «Благовещение».

Ход занятия.

1. Рассказ воспитателя о благовещение. Как строго соблюдали этот праздник на Кубани.

«Птычка гнезда не вьете

Дивка косу не плете».

2. Знакомство с народными приметами этого дня.

3. Чтение стихотворения Блока «Вербочки».

Хрестоматия, стр. 163.

Занятие № 9. Май.

Тема. «Георгий победоносец».

Ход занятия.

1. Рассказ воспитателя об этом празднике, как устраивали скачки за станицей, что по четвертому году сына казака сажали на лошадь.

2. Чтение отрывков из казачьих походных, военных песен и песен -баллад.

В песне вся жизнь народа.
Просмотров: 911 / Дата: 02.12.2024
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: