Сценарий торжественной линейки 1 сентября в начальной школе 2015
1.Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о причастии и причастном обороте;
б) познакомить с особенностями творческой манеры художника И.И.Шишкина.
2. Практические:
а) закрепить умение определять тему и идею текста, различать стили и типы речи, определять виды связи предложений в тексте, находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
Методы познавательные – беседа, самостоятельный анализ языкового материала
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
интерес к предмету в ходе анализа текста о картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»;
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности;
бережное отношение к слову;
нравственные качества школьников (воспитание эстетического вкуса), патриотическое отношение к русскому художнику И.И Шишкину); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие картин русского художника;
б) развивать: память, логическое мышление; речь, способности, волю, эмоции;
в) формировать навыки самообразования (умение самостоятельно производить комплексный анализ текста, работать со словарём).
Оформление доски.
Комплексный анализ текста
Репродукции картин И.И. Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь»; портрет художника И.И. Шишкина.
I. Организационный момент
Приветствие
- Добрый день, уважаемые экскурсанты. Сегодня я проведу Вас по залам одного из крупнейших музеев мира – Государственной Третьяковской галереи. Это настоящая сокровищница, в стенах которой собраны великолепные шедевры живописи и графики. Мы находимся в зале, где Вы можете видеть работы известного художника 19 века И. И. Шишкина: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали». Чтобы лучше познакомиться с картиной «Утро в сосновом лесу», обратимся к тексту, который есть в программках, лежащих на ваших столах. (Класс поделен на три группы в зависимости от уровня знаний. У каждой группы своя программка. Первой группе дан текст с пропущенными буквами, знаками препинания, без подсказок. У второй группы меньше слов с пропущенными буквами и только в одном абзаце не расставлены знаки препинания, есть подсказки о стилях и типах речи. Текст третьей группы ещё более упрощён: больше подсказок о стилях, типах речи, средствах связи предложений в тексте.) Давайте его выразительно прочитаем.
II. Работа с текстом.
Выразительное чтение текста:
На картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, наслаждающимися в лесной чаще утренней прохладой.
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью. Поднимается лёгкий туман, застилающий лесные дали прозрачной дымкой. Дремлют сосны, ещё не сбросившие с себя сон.
Солнце, выглянувшее из-за горизонта, золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко-высоко над деревьями. Пахнущий смолой воздух сыроват, прохладен.
В чаще леса на полянке, у сосны, сломанной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий, залезший на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.
В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.
Беседа по тексту.
- Художник, создавая свои картины, уделял большое внимание композиции пейзажа. Зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него. Мы с вами, работая над текстом, тоже попытаемся, как бы войти в него, понять его строение.
Сначала докажем, что данная запись является текстом.
( Текст- несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Грамматическая связь осуществляется с помощью определённого порядка слов, предложений, интонации.)
-Определите тему текста.
( Описание картины «Утро в сосновом лесу»)
- Определите основную мысль текста.
( Восхищение красотой родной природы. Торжество жизни.)
-Озаглавьте текст, объясните смысл названия: на что указывает заголовок - на тему или основную мысль?
Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
( Художественный стиль. Цель текста – воздействовать на душу читателя. Наличие средств художественной выразительности.)
- Обратимся к картине. Посмотрите, как художник удивительно тонко и поэтично запечатлел всю прелесть просыпающейся от ночного сна природы. Он использует множество оттенков основного цвета, разнообразные приёмы наложения краски.
А что придаёт тексту яркость и образность?
( Средства художественной изобразительности – эпитеты : «лёгкий туман», «прозрачная дымка», «неуклюжие смешные медвежата» ; олицетворения : «солнце золотит», «дремлют сосны».)
-Определите, каким типом речи является данный текст?
(Описание. К тексту можно задать вопрос: какой? В нём перечисляются признаки; можно запечатлеть на одном фотоснимке.)
- Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте?
( Однокоренные слова : медведи – два медвежонка.)
- Какой способ связи между предложениями?
( В основном параллельная связь.)
- А сейчас я попрошу подойти ко мне двух волонтёров, которые поработают с заданием на доске.
- Подскажите мне, кого называют «волонтёрами»?
(Добровольцев.)
Один из учащихся выполняет морфологический разбор причастия «слома…ной», а другой – синтаксический разбор предложения: «Солнце выглянувш… из-за горизонта золотит верхушки сосен»
- Пока ученики выполняют задание, мы вновь вернёмся к картине «Утро в сосновом лесу» и к тексту.
На картине мы видим, как очертания деревьев постепенно тают в голубоватой дымке. Художник создаёт целую систему цветовых отношений, изменчивых оттенков, начиная с интенсивных сочных тонов переднего плана и кончая голубоватыми полупрозрачными тонами дали. Также и автор, создавая текст, выбирает такие слова, которые наиболее точно передают его мысль. Уделим и мы внимание слову.
Посмотрите, какие красивые слова встречаются в тексте «наслаждающимися», «застилающий».Зачитайте, пожалуйста лексическое значение этих слов(это было задано на дом).
А к слову «залезший» подберём синонимы и антонимы.
Обратили ли вы внимание, со словами какой части речи мы с вами работали?
(С причастиями)
- А что такое причастие?
Докажите, что эти слова причастия.
Какова роль причастия в тексте?
(Использование причастий придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного)).
А сейчас, пока я слушаю волонтёров, вы поработаете самостоятельно. (Возможно, работу волонтёров проверяет учащийся)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы в тексте. Потом поменяйтесь программками и сверьте с докой результаты вашей работы, поставьте оценки.
Следующее задание: Расставьте знаки препинания во втором абзаце, графически объясните их постановку.
Пока волонтёры проверяют работы, мы вновь обратимся к картине.
Если быть очень внимательным, то природу на полотнах Шишкина можно не только увидеть, но и услышать. Можно услышать голоса птиц, зверей в пробуждающемся лесу («Лес весной», «Утро в сосновом лесу»), журчание ручейка («Ручей в лесу»), шёпот лесных трав, спелых колосьев(«В лесу», «Рожь»).
Обратимся к звукам и мы, но не к звукам природы, а к звукам речи.
Найдите ошибки в фонетическом разборе слова «залезший».
Залезший, за-лез-ший [з а л эз ш ы й]
з[з] -согл., звонк., парн., тв., парн.
а[а] -гласн., безударн.
л[л]-согл., сонорн., непарн., мягк., парн.
е[э] –гласн., ударн.
з[з] –согл., звонк., парн, тв., парн.
ш[ш] –согл., глух., парн, тв., непарн.
и[ы] –гласн., безударн.
й[jʼ] – согл., сонорн., непарн., мягк., непарн.
8 б., 7 зв., 2 слога
Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины 19 века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Многочисленные этюды художника изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик травы, он определял композицию своего этюда как по-своему завершённое художественное произведение. Деталь очень много значила для художника. Мы знаем, что слово состоит из так называемых «деталей», то есть морфем. Сейчас нам предстоит следующая работа: перед вами слова, из которых необходимо вычленить указанные морфемы и составить из них слово.
Приставка в слове «забежать»
Корень в слове «расстилать»
Суффикс в слове « играть»
Суффикс в слове «бьющий»
Окончание в слове «неуклюжий»
Выполним словообразовательный разбор полученного слова (застилающий)
III.Заключение.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы успели подробно рассмотреть только одну картину Шишкина, но я надеюсь, что творчество этого художника вас заинтересовало. И дома вы познакомитесь с картиной «Рожь» и текстом об этой картине, который есть в ваших программках.
До свидания. Двери нашего музея всегда для вас открыты. Добро пожаловать в Третьяковскую галерею.
Просмотров: 625 / Дата: 02.12.2024
Комментариев 0